С чего начинается творчество учителя?

 Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведет к рождению нового приема, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи? Почему не довольствоваться найденным, проверенным, действующим, над чем мучительно биться, к каким вершинам стремиться? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь – эксперимент, непрекращающийся поиск из груды необходимых фактов, примеров, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть прием, который может заставить мыслить ученика, разожжет в нем желание к познанию, сделает учение удовольствием.

 

Предмет: Информатика в начальной школе

Учитель: Лунина Елена Николаевна МОУ СОШ № 4 г. Реутова

Тема урока: «Алгоритмы и исполнители. Последовательность  действий и результат выполнения алгоритма».

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

Логика построения урока:

1. Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке

2. Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов

3. Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала

4. Организация осмысления 

5. Первичная проверка понимания нового материала

6. Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации

7. Применение полученных знаний в практикуме

8. Рефлексия

9. Практикум

Триединая дидактическая цель:

а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися  особенностей построения алгоритмов, визуального восприятия материала урока; закономерностей результата и порядка следования команд в алгоритме.

б)  развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления.

в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся, мотивации на умение правильно выстраивать цепочки действий для достижения поставленной жизненной цели – совпадения ожидания и результата выстроенных жизненных алгоритмов.

Цель:

  1. Обсудить важность порядка действий в алгоритме.
  2. Познакомить с новой формой записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.
  3. Учить составлять и выполнять алгоритмы.
  4. Отработать навык работы с мышью при выполнении практических заданий за ПК.

Оборудование:

  1. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова Учебник – тетрадь «Информатика. 2 класс».   2 часть (задания 9 – 12)
  2. Компьютер и проектор на рабочем месте учителя.
  3. Урок – презентация.

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА.

                                                                                                        Слайд № 1.

  1. I.       Повторение.

Учитель: Продолжим изучение большой темы под названием «Алгоритмы и исполнители», а непосредственно тема нашего сегодняшнего урока -  «Последовательность действий и результат выполнения алгоритма».

Слайд № 2.

Учитель:  Повторим. Что такое алгоритм (из чего состоит и что должен обязательно иметь)?

Ученик: Состоит из шагов и должен иметь обязательно цель, по достижении которой говорят о завершении алгоритма.

Учитель: Правильно. И вы видите это правило на доске. Поменяем изображение нашей волшебной доски  и кого вы узнали?

 Слайд № 3.  

Ученик: Я узнал Энтика. Он исполнитель наших алгоритмов.

Учитель: Правильно. Хочу напомнить вам, ребята, что эта собачка из Компьютерной долины. Энтик знает несколько команд. Какие?

Ученик: Вправо, влево, иди1, иди2 и иди3.

Учитель: Цель алгоритма, который вы сейчас составите, будет – встреча Энтика с котом.  Объявляю начало алгоритма, шаг1 – влево, какие вы назовёте следующие шаги?

Ученик: иди2, вправо, иди3.                                                                              Слайд № 4.

Учитель: Составленный нами алгоритм будет иметь следующий вид.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Сколькими шагами представлен алгоритм?

Ученик: Четырьмя шагами.

Слайд № 5.

  Учитель: Правильно. Давайте посмотрим как наш алгоритм выполнит Энтик.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Правильно выполнена последовательность шагов (алгоритм), исполнителем Энтиком?

Ученик: Да.

Учитель: Достигнута ли цель алгоритма?

  Ученик: Да.

  1. II.    Новая тема.

Учитель: Откройте свои учебники-тетради на стр.10. Перед вами задание. Читаем его.

Ученик: Миша и Маша вырезали фигуры из красной и синей бумаги и накладывали их одна на другую. Каждый работал по своему алгоритму.

                   (щелчок «мышью»)

    Учитель: На доске вы видите алгоритм Маши. Сколько в нём шагов?

Ученик: В алгоритме Маши четыре шага.

Учитель: Какая команда содержится в шаге1?

Слайд № 6.

Ученик: Вырезать.

Учитель: Что? (треугольник) Какого цвета? (красного)

Учитель: Какая команда содержится в шаге 2?

Ученик: Положить фигуру на стол.

Учитель: Какая команда содержится в шаге 3?

Ученик: Вырезать.

Учитель: Что? (квадрат) Какого цвета? (синего)

Учитель: Какая команда содержится в шаге 4?

Ученик: Положить фигуру на стол.

Слайд № 7.

Учитель:Давайте посмотрим как будет выполняться алгоритм Маши.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Ребята, какую фигуру вы видите полностью, а какую – нет?

Ученик: Полностью видим синий квадрат, а частично – красный треугольник.

Учитель: Хорошо. Запомните это.

  Слайд № 8.

Учитель: С алгоритмом Маши разобрались. Внимательно смотрим алгоритм Миши.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Что вы можете сказать о шаге 1, отличается ли он от шага 1 алгоритма Маши? Если да, то чем?

Ученик: Отличается. Здесь шаг 1 содержит ту же команду «Вырезать», но по отношению к другой фигуре (квадрат) и другого цвета (синий)

Учитель: А шаг 2 отличается?

Ученик: Нет. Также «положить фигуру».

Учитель: Внимание. Сразу вопрос. Какую фигуру, значит, надо положить первой (синий квадрат). Будет ли она видна полностью после выполнения шагов 3,4?

Ученик: Нет.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что на него накладывают в соответствие с шагами 3,4 треугольник из красной бумаги.

Слайд № 9. 

Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, как алгоритм Миши будет выполняться.

(щелчок «мышью»)

Слайд № 10. 

Учитель: Выполним задание под буквой (а) на стр.10 Как вы поняли из наших рассуждений по алгоритмам Маши и Миши, какие отрезки,  какого цвета может видеть Маша?

Ученик: Маша видит все отрезки синего квадрата и частично (верхняя часть) красного треугольника.

Учитель: Проверим.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Молодцы. Какие отрезки, какого цвета может видеть Миша?

Ученик: Миша видит все отрезки красного треугольника и частично (сбоку от треугольника) синего квадрата.

Учитель: Проверим.(щелчок «мышью»)

Учитель: Хорошо.

Учитель: Приступим к заданию на этой же странице под буквой (б). Как же мы теперь раскрасим фигуры Маши и Миши? Повторим линии которые видят Маша (щелчок «мышью») и Миша, (щелчок «мышью») чтобы в соответствие с ними раскрасить фигуру полностью – которая вся видна и частично, которая – частично видна.

            Дети выполняют самостоятельно раскрашивание фигур.

Слайд № 11.

Учитель: А теперь сверим ваши результаты.

(2 раза щелчок «мышью»)

Учитель: Я думаю, что все видят различие в полученных результатах Маши и Миши. А вот в чём причина таких различий – в разных командах (шагах) или в различной их последовательности?

Ученик: Два алгоритма, состоящие из одинаковых команд могут привести к разным результатам, если поменять порядок их следования.

Учитель: Правильно. Молодец. Смотрим на доску – где вы видите правило.

 (щелчок «мышью»)

Учитель: Познакомившись с новым правилом, давайте, выполним задание № 10 на стр.11 нашей тетради. Читаем его содержание.

Ученик: В компьютерной Долине Мише и Маше подарили два необычных аквариума. На аквариумах две кнопки.

       Если нажать на синюю кнопку, наливается 3 литра воды. При нажатии на белую – выливается 2 литра.

        В аквариум помещается        10 литров воды.

Учитель: Т.е. аквариум пуст, требуется налить полный аквариум. Как надо нажимать кнопки? У нас наши герои – Маша и Миша предлагают каждый свой алгоритм. Давайте разберёмся с их вариантами решения этой задачи. Итак.                                                Учитель: Общий вид каждого из алгоритмов Маши и Миши должен отвечать следующим требованиям. Посмотрите на нашу доску (щелчок «мышью»)

Слайд № 13. 

Учитель: Как рассуждает при составлении алгоритма Миша, прочитайте это в своих тетрадях.

Ученик:  Надо четыре раза нажать синюю кнопку, а потом один раз белую.

Учитель: Так. А как выглядит его словесный алгоритм через графику, т.е. вспомните, что означают синие круги    (наливается 3 л воды)и белые круги (выливается 2 л воды)?

Учитель: Давайте на свободной строке, под изображением алгоритма  Миши в графическом виде,  которыми он задал алгоритм,  напишем в цифрах результат выполняемых команд.

Слайд № 14.

Учитель: Посмотрите на нашу доску.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Что у нас получается по алгоритму Миши?

Ученик: По алгоритму Миши получается налить в аквариум  8 литров воды.

Учитель: Как рассуждает при составлении алгоритма Маша, прочитайте это в своих тетрадях.

Ученик: Надо три раза нажать синюю кнопку, а потом один раз белую, а затем ещё один раз синюю.

Учитель: Так. А как выглядит её словесный алгоритм через графику, т.е. вспомните, что означают синие круги    (наливается 3 л воды)и белые круги (выливается 2 л воды)?

Учитель: Давайте на свободной строке под изображением алгоритма  Маши в графическом виде напишем в цифрах команды, которыми Маша задала алгоритм.

  Учитель: Посмотрите на нашу доску (щелчок «мышью»)

Слайд № 15.

Учитель: Что у нас, получается по алгоритму Маши?

Ученик: По алгоритму Маши получается налить в аквариум  10 литров воды.

Слайд № 16. 

Учитель: Как же вы теперь ответите после наших рассуждений по отношению к составленным алгоритмам Миши и Маши.(щелчок «мышью»)

Ученик: Мишин алгоритм не достигнул цели.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Правильно.

Ученик: Машин алгоритм достигает цели.

(щелчок «мышью»)

Учитель: Правильно.

Слайд № 17.

  1. III.             Практическая часть.

Учитель: На этом теоретическая часть нашего урока закончена, переходим к практической части урока. Внимательно смотрим на нашу доску и слушаем, как вы будете работать за компьютером.

(щелчок «мышью»)

Просмотр учащимися режима работы в окне программы «Прогулки Энтика»

Учитель: Первая группа учащихся идет работать за компьютеры, а вторая группа – выполняет задание в тетрадях на стр.12 №11. Прочитайте внимательно задание под буквой (а) и выполните его, руководствуясь теми сведениями, которые вы получили из предыдущего задания.

Учитель: Первая группа после завершения задания за компьютерами меняется со второй, которая садится работать с той же программой. Первая группа садится и выполняет задание в тетрадях на стр. 12 №11 под буквой (а).